Распространение электромобилей, про которое мы много писали, зависит от снижения цен на батареи. Когда-то Илон Маск заявил, что EV смогут на равных конкурировать с традиционными авто, если цена батарей снизится до $100 за киловатт-час (в электромобилях, как правило, устанавливается батарея емкостью 50-100 кВт/ч).
Согласно statista.com цены на литий-ионные батареи с 2013 по 2020 год снизились почти в 5 раз с $780 до $160 за кВт/ч. После этого процесс замедлился, в 2022 году батареи впервые за много лет подорожали, в итоге за 2021-2023 цены снизились всего на 13% до $139.
В Китае все по другому! Согласно новому обзору Bloomberg цены на LFP (Литий-железо-фосфатные) аккумуляторы за последний год подешевели на 51% до $53 за кВт/ч.
Снижение цен стало возможным благодаря снижению цен на сырье, увеличению эффективности и жесткой конкуренции в условиях перепроизводства.
Производственные мощности Китая уже перекрывают весь мировой спрос. Тем не менее, новые мощности продолжают вводиться. На этом фоне за 2023 год утилизация сократилась с 51% до 43%.
Производителям пришлось сократить рентабельность. Но благодаря сокращению себестоимости с $77 на начало 2023 года до $44,4 на текущий момент, цена батарей выше $50 за кВт/ч позволяет оставаться на плаву.
Большая часть электромобилей в Китае уже стоит дешевле, чем обычные автомобили с аналогичными характеристиками.
По прогнозам Bloomberg, снижение цен на батареи произведет огромные перемены в энергетическом секторе. Инсталляция систем хранения энергии в 2024 году вырастет на 61%.
Подобные системы помогают преодолеть главный недостаток альтернативных источников энергии: солнца и ветра — их непостоянство. Сейчас для сглаживания пиков и провалов, необходимо поддерживать существенные резервные мощности на ископаемых видах топлива.
Дело остаётся за малым — внутренние цены Китая должны распространиться в остальных странах. Технологически мир готов сокращать использование ископаемого топлива.