Самокаты под копытом: новая опасность подстерегает электросамокаты в мегаполисах

28.03.2024 palmax

Самокаты под копытом: новая опасность подстерегает электросамокаты в мегаполисах

Сезон электросамокатов только начался, а в Китай-городе уже лошади опрокидывают чудо-повозки. То ли ещё будет — в стране несколько крупных кикшеринговых контор, полно желающих мчаться с ветерком по тротуарам и всё более агрессивная городская среда. Раз уж кони не смогли сдерживаться при виде конкурентов, как Вуш будет сражаться против Юрента или Яндекс гоу?

Врать не буду — понятия не имею, то ли в лошадь врезались пара водителей, поглощенных новыми роликами в тиктоке, то ли всадница психанула и разметала СИМ без пользователей по тротуару, но кадр получился говорящим. В этом сезоне самокатчиков ждут весьма серьёзные испытания. В первую очередь обострится война за пассажиров. То, что предостаточно людей, готовых опустошать кошельки ради возможности прокатиться с ветерком, стало понятно ещё прошлым летом. Сейчас ожидается конкретная свара за места для многочисленных самокатов. Вот территория возле обычной питерской станции метро. 

Площадка как бы намекает, что легко в этом сезоне свободный пятачок никому не достанется. Ни водителю, ни пешеходу. А ведь за окном пока околонулевая температура, можно представить, что начнётся, когда столбик термометра поднимется к 20. Бизнес, решили в кикшеринге, на ходу, на сопутствующий ущерб можно не обращать внимания. Так что компании активно наращивают свой парк, а значит свободного места для прохожих будет всё меньше. Так что цифры ПДД прошлого года всем нам могут показаться цветочками. Если геометрическую прогрессию не тормознут, то каждому не попавшему под колёса самоката к 2030г. будут выдаваться специальный орден за повышенную изворотливость. За пять лет аварийность выросла в 30 раз!

Нельзя сказать, что владельцы бизнеса иогнорируют эти страшные графики. Чтобы сохранить хоть какой то цивилизованный подход к использованию аренды электросамокатов, крупняки уже начали применять непопулярные меры. Штрафы и блокировки аккаунтов за нарушения правил практикует Whoosh. «И речь не только о ПДД. Например, за неправильную парковку штраф составляет 500 рублей, при повторении — 1 тыс. рублей, при системном нарушении — блокировка аккаунта. Если мы фиксируем поездки вдвоём на одном самокате или управление самокатом несовершеннолетним, то блокируем аккаунт», — объяснили в пресс–службе компании. Не очень понятно, как это работает — двум обнимающимся парням на самокате достаточно проехать мимо офиса Вуша, чтобы попасть под бан или к использованию кнута подключат городские камеры видеонаблюдения? Так что шутейки про пользователей самоходок продолжают набирать обороты.

При этом Вуш говорит, что рынок аренды самокатов вырастет к 2028 году с 21 до 115 млрд руб. «Если это правда, то тут даже по текущей оценке зарыт клад, — считает Влад про деньги, — фактически, компания может удваиваться каждый год». Соответственно количество транспорта на городских улицах будет только увеличиваться. А тротуары то не резиновые, каким образом пешеходы и водители СИМ должны соседствовать на одном пространстве? Такие темпы только увеличат число ПДД. И сколько смертельных исходов выведет на новый уровень дискуссию «давайте что-нибудь придумаем, чтобы бизнес процветал, а простые люди не умирали»?

А если отложить в сторону эмоции и оптимиизм инвесторов, сколько продлится взрывной рост кикшеринга? Вон, перед галазами наглядный пример нашего дорогого густонаселенного соседа, не так давно переживавшего аналогичный бум прокатных велосипедов. Феномен байк-шеринга захватил Китай в 2015г. За пару лет популярность арендных велосипедов и бум предоставляющих их компаний-стартапов достигла таких масштабов, что на улицах китайских городов стали появляться стихийные свалки брошенных байков. 

На пике явления в Китае крутили педали 27 миллионов арендных велосипедов. После того как власти обратили внимание на проблему свалок железных коней и ужесточили контроль за индустрией, почти все семьдесят компаний, занимавшихся бизнесом в этой сфере, объявили о банкротстве. Считается, что сотни миллионов юаней, оставленных китайцами в качестве депозитов, уже никогда не будут возвращены.

Жизненный цикл электросамоката вроде как пять лет. Ждём российского кладбища?